Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В МБДОУ «Белоярский ДС» оборудован кабинет учителя-логопеда для занятий с детьми. Он поделен на рабочие зоны: 1. Зона дыхания и моторики: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания и мелкой моторики у детей, 2. Артикуляционная зона: большое зеркало с подсветкой, индивидуальные зеркала, профили звуков, картотека артикуляционных упражнений, индивидуальные шпателя для постановки звуков. 3. Зона лексики и грамматики: игры и пособия по развитию лексико-грамматического строя речи. 4. Зона связной речи: игры и пособия, театры пальчиковый, настольный, бибабо, маски, игрушки, игры. 5. Учебно-методическая зона: детские столы, стулья для индивидуальной работы с детьми, световой столик планшет для рисования песком, с трафаретами, планы, конспекты, библиотека методической литературы, магнитная азбука
Кабинет предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) и педагогам ДОУ по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации. В кабинете имеется психолого-педагогическая и методическая литература, диагностические тесты, дидактические и настольно-печатные игры, ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный проектор, ламинатор, картотеки методических пособий, материалов и периодические издания.
Оборудован медицинский кабинет, в котором имеется: картотека, медицинская документация, кушетка, ростомер, медицинские весы, холодильник и другой медицинский инструментарий, для оказания первой медицинской помощи детям..
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Объектами для проведения практических занятий в ДОУ являются групповые помещения и прогулочные участки. В каждой группе для этого выделена учебная зона. Учебные зоны оснащены мольбертами, магнитно-меловыми досками, телевизор, столами и стульями для детей с учетом их роста, дидактическим оборудованием. В каждой возрастной группе созданы развивающие центры, во всех помещениях созданы условия, в соответствии санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям пожарной безопасности.
В состав каждой групповой ячейки входят:
1. Раздевалка (приемная) – предназначена для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В приемной расположены информационные уголки для родителей («Для вас, родители», «Меню», «Уголок здоровья», «Информация» и другие.), где помещается информационный материал для родителей, консультации, рекомендации специалистов.
2. Групповая - предназначена для проведения игр, занятий и приема пищи. В групповых установлены столы и стулья по числу детей в группах. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей. Каждая групповая оснащена мебелью для размещения игрового развивающего материала и для организации различных видов деятельности детей. Игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечают санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют документы, подтверждающие безопасность, могут быть подвергнуты влажной обработке и дезинфекции. В каждой возрастной группе имеются оборудование, дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимые для организации разных видов деятельности детей. Кроме этого в групповых помещениях группы «Ромашки», «Смешарики» находятся выдвижные кровати, для дневного сна. Группы «Солнышко» и «Звездочки» имеются оборудованные спальные комнаты. Дети обеспечены индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Имеют не менее 2 комплектов постельного белья и полотенец, комплект наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
3. Буфетная - предназначена для мытья столовой посуды.
4. Туалетная (совмещенная с умывальной) - здесь установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей. В каждой группе рядом с умывальниками установлены вешалки для детских полотенец, имеется шкаф для уборочного инвентаря. В туалете для детей раннего возраста оборудованы стеллажи с ячейками для хранения индивидуальных горшков. В туалетных для детей 3-7 лет установлены детские унитазы.
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.
Территория детского сада оборудована прогулочными площадками для всех возрастных групп, с верандами, оборудованы малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, лесенками, паровозиками, машинками, турниками, беговыми дорожками и др.; спортивный участок (оснащенный спортивными сооружениями для лазания, метания, прыжков и др.), спортивный участок, тропу здоровья, уголок леса, огород, цветники и клумбы.
Таким образом, созданная в учреждении развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает не только условия для реализации образовательных программ, но и возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека в ДОУ не является структурным подразделением. Учебно-методическая, детская литература, периодические издания и учебно-методические пособия находятся в методическом кабинете. Подборка литературы и учебно-методических пособий позволяет осуществлять информационное и практическое обеспечение реализации образовательных программ ДОУ, адаптировать новую педагогическую и научную информацию к условиям образовательного учреждения. Методический кабинет укомплектован методической литературой, дидактическими пособиями и демонстрационными материалами, картинами, аудио и видеоматериалами.
В группе «Ромашки» детского сада имеется мини-библиотека, сочетающая в себе подборку демонстрационных и раздаточных материалов, художественную, детскую литературу, энциклопедии, хрестоматии для чтения воспитанникам. Здесь ребята кроме чтения занимаются лечением книг, создана «Скорая помощь для книжки». Ребятам это интересно и полезно!
Наличие оборудованных объектов спорта
Объектами спорта в ДОУ являются: групповые комнаты, спортивная площадка (на территории детского сада), спортивные уголки в каждой возрастной группе.
В каждой возрастной группе организованы спортивные уголки, которые направлены на: развитие основных видов движений и совершенствование двигательных функций воспитанников; достижение необходимой для возраста физической подготовленности; предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях. Оборудованы спортивные уголки инвентарем для формирования у детей жизненно-необходимых двигательных умений и навыков, достижения определенного уровня физической культуры;
1. Для ходьбы, бега, равновесия (гимнастические скамейки, доски гладкие навесные, дорожки, кубы деревянные и др.);
2. Для прыжков (батут детский, перекладина навесная, скакалки, маты гимнастические, стойки, гимнастические мячи, коврики для прыжков в длину и др.);
3. Для катания, бросания, ловли, метания (кегли, кольцебросы, мячи разных размеров, мячи для волейбола, баскетбола, футбола, мишень для метания, "городки" и др.);
4. Для ползания и лазания (тоннели, дуги разной высоты и др.);
5. Для общеразвивающих упражнений (кубики, обручи разного диаметра, гимнастические палки, массажные мячи, гантели и др.);
6. Для подвижных игр (колпачки, ленточки, султанчики, помпоны, кегли и др.).
Для создания эмоционального настроя в группах имеется музыкальная колонка с музыкальной подборкой., телевизор.
Спортивная площадка в ДОУ предназначена для проведения организованной образовательной деятельности (занятий) по физической культуре, утренней гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных праздников и развлечений.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, барометр, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
сотворчество педагога и обучающегося;
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Парикмахерская» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал).
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации. В детском саду создана специальная организованная среда, с материалами, оборудованием, инвентарем, для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможности, уровня активности и интересов, направленных на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений их эмоционального благополучия, укрепления физического и психического здоровья детей.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам — Свободный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В данном разделе представлены ссылки на электронныу образовательные ресурсы для административного и педагогического состава, обучающихся и их родителей.
Педагогический интернет-портал «Учебно-метадический кабинет» https://ped-kopilka.ru
Инфоурок https://infourok.ru/biblioteka/doshkolnoe-obrazovanie
портал для детей, родителей и педагогов «О детстве» http://www.o-detstve.ru
сайт «Всё для детского сада» http://detskiy-sad.com
международный образовательный портал https://www.maam.ru/obrazovanie/razvitie-rebenka
образовательная социальная сетьhttps://nsportal.ru/
«Почитай-ка», детский сказочный журнал — http://www.cofe.ru/read-ka
«Детский психолог» — http://www.childpsy.ru
«Логопед» — http://www.logoped.ru
для дошкольников и их родителей
Занимательная энциклопедия истории
Национальная электронная детская библиотека
Детская онлайн энциклопедия ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
Русская виртуальная библиотека
Альманах "Раннее развитие" http://ranneerazvitie.narod.ru/
«Обученок» https://obuchonok.ru
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ https://ohrana-tryda.com
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Документы
Паспорт доступности
РодителямО специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки — есть
- устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения — отсутствуют